Наталья Медведева: «Мы находимся в процессе совершенствования системы дистанционного обучения»

Образование 16 апр 2020
Вологодская ГМХА, как и большинство вузов страны, перешла на дистанционный режим обучения. О том, как проходит внедрение нового формата работы, с какими трудностями сталкиваются студенты и преподаватели и чему может научить работа online в режиме вынужденной самоизоляции рассказала Наталья Медведева, проректор по учебной работе Вологодской ГМХА.

Наталья Александровна, расскажите, как сегодня построен учебный процесс в Вологодской ГМХА?

В настоящее время обучение студентов академии осуществляется исключительно в форме дистанционного обучения.

Было ли это ново для академии или инструменты дистанционного обучения использовались и раньше?

Дистанционная форма широко используется на заочной форме обучения при контакте с обучающими в межсессионный период, что позволяет студентам равномерно распределить подготовку к сессии в течение года и своевременно получать консультации преподавателей по интересующим вопросам.

На каких платформах проходят занятия?

Учебные занятия в академии в дистанционной форме осуществляются на основе использования электронной информационно-образовательной среды: образовательный портал академии, электронные ресурсы библиотеки академии, платформы онлайн курсов ведущих университетов. Возможны онлайн коммуникации преподавателей со студентами с использованием сторонних сервисов: Skipe, вебинары, конференции и др. Контроль за образовательной деятельностью осуществляется отделом учебно-методической работы на основании сведений о работе обучающихся на образовательном портале.

В каком формате сейчас идет пара? Как организована обратная связь «преподаватель – студент»?

Контактную работу с обучающимися организует преподаватель с использованием различных образовательных технологий согласно утвержденному расписанию занятий по всем формам обучения, прежде всего на образовательном портале академии, что позволяет фиксировать ход образовательного процесса, количество присутствующих студентов на каждом занятии. Преподаватель согласно расписанию, размещает на образовательном портале задание для студентов, которое должно быть выполнено в течение определенного времени. Обмен мнениями осуществляется в чате на образовательном портале или по электронной почте преподавателей.

На Ваш взгляд, возросла ли нагрузка на преподавателей и студентов? Почему?

Несомненно, возросла трудоемкость работы, как преподавательского состава, так и студентов. Это связанно с отсутствием опыта реализации такого формата при очной форме обучения и необходимостью зачастую индивидуального консультирования и проверки заданий у каждого студента.

Используют ли преподаватели какие-то нестандартные решения в сложившихся условиях?

Сейчас у нас появилась возможность максимально расширить набор online инструментов для получения и активного использования информации для максимального интегрирования в образовательный процесс, не только через традиционный формат лекций, предлагаемых нашими преподавателями, но и через доступ к научным трудам, методическим материалам и образовательным программам через различные российские образовательные on-line платформы: электронные ресурсы библиотеки академии (ЭБС «Лань», ЭБС ZNANIUM.COM, ЭБС ЮРАЙТ, ЭБС POLPRED.COM), виртуальная справочная служба библиотеки, платформы онлайн курсов ведущих университетов (перечень бесплатных онлайн курсов, рекомендованных Минобрнауки). Нам доступны образовательные программы и ресурсы ведущих университетов мира. Предлагаем воспользоваться этой возможностью и участвовать в вебинарах и онлайн-лекциях мировых университетов.

Какие трудности возникли при переходе на дистанционное обучение? Как они решаются?

Такое абсолютное погружение в дистанционное обучение – это несколько непривычный для многих формат. Прежде всего, пересмотр формата обучения со стороны преподавателей академии, а также техническими возможностями поддержки одновременной работы на образовательном портале порядка 3500 человек. Для оптимизации работы мы пересмотрели расписание занятий с учетом загруженности сервера и в настоящее время обучение реализуется в две смены с 8.30 и 13.00. Специалисты деканатов и кафедр факультетов, отдела учебно-методической работы, учебной части с 6 апреля 2020 года осуществляют свою деятельность в режиме удаленного доступа, координируя учебную деятельность академии в полном объеме. Дополнительные телефонные номера, а также адреса электронной почты размещены в соответствующих разделах. Благодарим преподавателей, студентов, специалистов и руководителей подразделений академии, всем тем, кто взял на себя реализацию этой непростой задачи в такие короткие сроки! Мы находимся в процессе совершенствования системы дистанционного обучения.

Как Вы думаете, вынужденный переход на дистанционный формат работы поможет сформировать новые компетенции у студентов и преподавателей? Какие?

Специалисты академии создали свою образовательную среду, на которой студенты и преподаватели реализуют через информационно-образовательную среду – систему «Образовательный портал (личный кабинет)» – все образовательные программы в дистанционной форме. Мы знаем проблемы, которые еще не решены, но двигаемся к созданию наиболее оптимальной в своей эффективности образовательной среде, которая позволяет освоить компетенции в соответствии с образовательным стандартом. Предложения по оптимизации работы можно направлять на электронные адреса деканатов факультетов.